Российский Навигатор
Дорога - это Жизнь!

Заказные автобусные маршруты

Главная › ПутЁвые заметки › Бывшая линия Смоленск - Раненбург


Бывшая линия Смоленск - Раненбург

Дата11.04.2011СтранаРоссияРегионКалужская область, Липецкая область, Смоленская область, Тульская область

Нитка маршрута:

Смоленск - Ельня - Сухиничи - Козельск - Белёв - Арсеньево - Горбачёво - Тёплое - Волово - Куликово Поле (Куркино) - Лев Толстой - Раненбург (Чаплыгин)


Протяженность: 536 километров

Вид маршрута: пеший, железнодорожный

Протяженность - 536 км, проходит по территории Смоленской, Калужской, Тульской и Липецкой области, пересекает города Смоленск, Ельню, Спас-Деменск, Сухиничи, Козельск, Белев, Чаплыгин.

На всем протяжении линия одноколейна, кроме участка Смоленск - Духовская. В пределах Тульской области ЖД разобрана от Теплого до Куликова Поля. От Белева до Теплого пассажирского движения нет. От Белева до Волово параллельно трассе ЖД проходят автодороги, от Волово до Куликова Поля необходимо совершать объезд через Богородицк (от дороги есть подъезды к бывшим станциям).

Станция Теплое

Предыстория

Легендарная железнодорожная широтная рокадная линия Центральной России. Оговорюсь сразу, что правильнее было бы назвать линию Раненбург - Смоленск, т.к. километраж по ней ведется от Раненбурга (ныне - г.Чаплыгин Липецкой обл.) к Смоленску.

В исторических документах можно встретить второе название линии - Данково - Смоленская, по названию г.Данков Липецкой обл., через который проходит линия. Однако, по сложившейся традиции, описание будем вести от Смоленска к Раненбургу.

Недалеко от станции Данков

По официальным документам открыта в декабре 1899 года, но грузовое движение по отдельным участкам началось несколько ранее. В начале XX века принадлежала частной Рязано-Уральской железной дороге (РУЖД), простиравшейся от Урала до западных губерний России.

Основное назначение Данково - Смоленской ЖД - перевозка хлеба из южных губерний России в прибалтийские порты по кратчайшему пути. Эти перевозки хоть и были сезонные, но составляли основную долю прибыли РУЖД. Так же перевозились значительные партии воронежского сахара, тамбовского строевого леса и фруктов; в основном на экспорт, в меньшей мере - для внутренних нужд Империи.

Был пущен регулярный пассажирский рейс Смоленск - Козлов (ныне - г.Мичуринск Тамбовской обл.), не выдержавший испытание Перестройкой и отмененный в 1995 г. Одновременно с постройкой линии развивалось сельское хозяйство (разбросанное оазисами на протяжении всей линии), легкая и пищевая промышленность в зоне тяготения к ЖД.

190/191 километр перегона Тёплое - Пономарёво, линия Раненбург - Смоленск, окрестности бывшего разъезда Бабурино

Линия Смоленск - Раненбург - это не просто ЖД-ветка, это живая легенда. Вот не полный список мест, лежащих на линии и неподалеку, которые должны вызывать трепет у каждого россиянина:

  • легендарный город-герой Смоленск, бывший во все времена защитником России на западном направлении;
  • знаменитая Ельня, родина советской гвардии в тяжелый 1941 г.; 
  • печально известные Брынские леса, родина Соловья-разбойника; 
  • "злой город" Козельск, показавший в 1238 г. образец русской стойкости в борьбе за свободу; 
  • знаменитые Тульские леса, "угостившие" гитлеровцев в 1941-1942 гг. "вкусным пряником", в которых было
    остановлено продвижение неприятеля к Москве;
  • места последнего путешествия писателя Л.Н.Толстого.

После состоявшегося внутрироссийского, и несостоявшегося мирового революционного пожара 1917-1922 гг., произошли колоссальные, в то же время роковые изменения в системе хозяйствования. Еще в 1918 г. РУЖД была национализирована и работала на нужды фронта. В 1920-21 гг. Советская Россия была отрезана от портов в Прибалтике (Эстония, Литва и Латвия стали независимыми государствами вплоть до 1939-1940 гг.) и линию Смоленск - Раненбург была лишена кровной прибыли и права на дальнейшее бурное развитие. Правда, между Смоленском и Мичуринском продолжал курсировать пассажирский поезд, но рокада пришла в запустение.

Весьма пострадала линия от Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.; в районе линии в Тульской и Липецкой области немецко-фашистским войскам приподнесли хороший "гостинец", знаменитый "Тульский пряник" - остановили наступление противника на Тулу - Москву. Линия работала на нужды фронта, как для советской, так и для германской стороны. Кроме воронок и вышедших из строя рельсовых плетей на отдельных участках ничего не оставалось… Но, как известно, два солдата из стройбата заменяют экскаватор - линию быстро отстроили.

В послевоенное время делаются отчаянные попытки сохранить линию как единое целое. Конечно, уровня хозяйствования 1913 года так и не достигли, но в 1960-е гг. произошли некоторые положительные изменения.

Вокзал станции Белев

Отважные кривоносовцы-стахановцы, мастера-машинисты паровозов депо станций Белев и Лев Толстой умело водили по линии товарные поезда на повышенных скоростях, преодолевая участки с крутыми спусками и подъемами. На протяжении 1969-1975 гг. движение на линии полностью перевели на тепловозную тягу депо Смоленск, Фаянсовая, Белев, Лев Толстой, Елец, Кочетовка и др. на всем участке от Мичуринска до Смоленска.

В 60-е годы на линии продолжал курсировать пассажирский поезд №207/208 Смоленск - Мичуринск, поменявший в 80-х гг. номер на 607/608. В 1984 г. к нему добавился сезонный поезд №559/560 Барановичи - Саратов. Параллельно с пассажирскими поездами на всей линии наблюдались 2 пригородные "сцепки" - маршрута поездок пригородными поездами с пересадками. В конце 1980-х гг. полным ходом шла реставрация дистанции Смоленск - Мичуринск.

Верхнее строение рельсового пути реконструировали практически на всей линии - установили железобетонные шпалы, светофоры новой конструкции, автоблокировку и пр. Казалось, ничего не предвещало беду…

Политический и экономический кризис эпохи Перестройки и пост-Перестроечных времен сказался на развитии линии в 1990-х гг. В 1993 году отменили поезд Смоленск - Мичуринск, на котором ездил еще граф Л.Н.Толстой. Поезд Барановичи - Саратов изменил маршрут до Челябинска, теперь он по Козельску отклоняется от Смоленско - Данковской линии через Тулу, Узловую, Моршанск.

Пригородные поезда на всем протяжении рокады продержались до 1999 г., по 1-2 на отдельных участках линии. От Смоленска до Козельска ходили дизельпоезда станций Смоленск и Фаянсовая, от Козельска до Раненбурга - "петушки" из 1-2 вагонов в упряжке ЧМЭ3.

Дизель-поезд Д1-633 на ст. Смоленск

Сохранять линию единым целым мешала принадлежность участков разным управленческим структурам: участок Смоленск - Волово (включительно) подчинялся Московской (МЖД), а Волово - Раненбург - Юго-Восточной ЖД (ЮВЖД). Однако, в 1990-х гг., несмотря на запустение, продолжалась полным ходом реконструкция пути и станций. Видимо, на что-то надеялись. Напрасно! В 1999 г. полностью закрыли движение от Горбачево до Куликова Поля, в 2000 г. начался демонтаж верхнего строения от Волово до Куликова Поля; участок формально существует и принадлежит ЮВЖД, но в настоящее время подвергнут глубокой консервации с демонтажом пути.

По иронии судьбы разобрали тот участок, который 10 лет назад капитально отремонтировали! В 2001 г. та же участь постигла и участок Теплое - Волово, МЖД. Участок Горбачево - Теплое чудом уцелел и вновь был запущен в эксплуатацию, надолго ли? Пассажирское движение на участке Белев - Горбачево - Теплое закрыто с 2001 г. в связи с отсутствием необходимого пассажиропотока, участок Теплое - Волово - Куликово Поле разобран полностью (включая автоматическую блокировку на станциях) и перспектив восстановления практически нет. Остальные участки открыты для пассажирских операций, надеемся что не закроются.

Участники:


Прислал пользовательВольная Энциклопедия


Поделиться в соцсетях


Оценка заметки
5 (Оценок: 1)

Комментарии к ПутЁвой заметке «Бывшая линия Смоленск - Раненбург»


Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите под своим логином

avatar
1) Денис 18.11.2011 21:17   #   
Как жаль!!!!! А столько воспоминаний осталось от тех времен когда по дороге ходили составы и бегали красные пассажирские дизельки. Жаль Жаль Жаль!!!!!


В Кривой Рог через Беларусь! Часть 3. Заключение

Москва - Смоленск - Рудня - Витебск - Орша - Могилёв - Гомель - Чернигов - Киев - Кривой Рог - Москва


«Красноярье-2012». Второй этап

Барнаул - Артышта - Новокузнецк - Абакан - Минусинск - Абакан - Новокузнецк - Артышта - Барнаул


В Кривой Рог через Беларусь! Часть 1

Москва - Смоленск - Рудня - Витебск - Орша - Могилёв - Гомель - Чернигов - Киев - Кривой Рог - Москва


Алко-тур или отчёт о торговой поездке 8-11 мая 2012 года. Часть 2

Москва - Белгород - Строитель - Белгород - Курск - Москва


Командировка в Красноярск 9-12 июня 2012г. Второй и третий дни

Москва - Красноярск - Москва



Расписания транспорта


Быстрый поиск расписаний по стране, региону и пункту


Хотите быть автором расписаний?
Вам сюда →

Наш опрос

Что бы вы хотели в дальнейшем видеть на сайте?

Комментариев: 0
Ответов: 85

Реклама




Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

+7 (913) 212-29-16
Эл. почта: guru-vk@inbox.ru
Контактная информация